Обобщение педагогического опыта работы преподавателя фортепианного отделения Кузнецовой Марии Владимировны

«Ансамблевое музицирование в классе фортепиано»

 Актуальность и перспективность опыта

Обучение в музыкальной школе играет важную роль в эстетическом воспитании детей. В условиях динамично меняющегося российского общества, музыкальное образование требует новых идей и подходов. Детские музыкальные школы и школы искусств призваны сегодня обучать практически всех детей, вне зависимости от их природных данных. Необходимо заинтересовать ребёнка, сделать занятия интересными, перспективными, ожидаемыми. Целью становится развитие заложенной в человеке индивидуальности, формирование всесторонне-развитой личности. Поэтому актуальность данной темы обусловлена необходимостью использования ансамблевой игры, как наиболее действенного способа для развития исполнительского мастерства пианиста и повышения интереса к занятиям музыкой.

Условия формирования опыта

В последнее время я, как преподаватель, сталкиваюсь в работе с такими проблемами: нестабильность контингента, слабые музыкальные данные, наличие у учащихся психологических комплексов в общении, проблем со здоровьем. Ведь в наше время, в эпоху информационных технологий, нормой становится виртуальное общение, а основная человеческая потребность – живое общение, которое особенно ценится, сводится к минимуму.

Моя задача – не обойти стороной имеющиеся трудности, а постараться разрешить их, найти формы работы, которые позволили бы развить в ребёнке мышление, воображение, умение общаться со сверстниками, повысить интерес к занятиям музыкой, а также совершенствовать пианистические навыки. Поэтому, опираясь на свой опыт и изучение опыта моих коллег, я постоянно использую на своих занятиях форму ансамблевого музицирования, т.к. вижу, насколько велика и значима развивающая роль ансамблевой игры.

Теоретическая база опыта

Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического, тембрового, внутреннего), воспитывает культуру звукоизвлечения, развивает метроритмическое чувство, быстроту реакции, умение выявлять различные фактурные пласты. Все эти навыки являются незаменимой школой фортепианной игры.

Совместное музицирование заинтересовывает учащихся, устанавливает благоприятную атмосферу на занятиях, позволяет учащимся преодолевать боязнь публичных выступлений. Играя на сцене с партнёром, ученик чувствует себя психологически более спокойно и раскрепощённо, нежели в сольном выступлении. Именно ансамблевое музицирование позволяет учащимся с хрупкой и неустойчивой психикой реализовать себя в выступлениях на сцене. Совместная игра, близкое соседство партнёра, существенно снижает уровень сценического стресса исполнителя и подчас является единственной возможностью выступления на публике для таких учащихся. В ансамбле вырабатываются такие важные качества, как взаимопонимание и взаимоответственность. Ради общей цели требуется объединение усилий и приходиться считаться с интересами партнёра. Совместное эмоциональное переживание во время исполнения способствует укреплению межличностных отношений. Фортепианный ансамбль может стать необходимой нишей для творческого общения юных музыкантов.

Ансамблевая игра – это расширение кругозора, притока богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Ведь ансамблевый репертуар огромен, поэтому у юных музыкантов имеется возможность активного развития посредством знакомства с множеством разнообразных произведений академической и эстрадной музыки. Надо заметить, что ансамблист находится в более выгодных условиях, чем пианист-солист, т.к. наряду с репертуаром, адресованным собственно роялю, он может пользоваться и оригинальными ансамблевыми пьесами, и оркестровыми и оперными переложениями, и аранжировками музыки из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей.

Технология опыта

С первых шагов обучения игре на фортепиано, я уделяю большое внимание организации игровых движений и сразу же использую занятия в ансамбле, ведь именно фортепианный ансамбль играет большую роль в установлении творческого контакта между педагогом и учеником. Я аккомпанирую ученику, исполняющему на фортепиано отдельные звуки, маленькие попевки, простейшие песенки. Примеры беру из сборников Ф. Кларк «Музыкальное дерево», А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», М. Баренбойма «Путь к музицированию», О. Геталовой «В музыку с радостью». Детям очень нравиться играть с педагогом в ансамбле. Ведь в течение длительного периода, связанного с организацией игровых движений, ребёнок исполняет преимущественно одноголосные мелодии, и если педагог будет осуществлять гармоническое сопровождение, это позволит ученику с первых уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки.

Позже, после овладения игровыми навыками, ребёнку подбирается пара с учётом личных симпатий, музыкальных вкусов, психологических особенностей, таким образом, чтобы индивидуальные качества каждого участника дополняли друг друга. В связи с этим, при формировании ансамбля, часто используются объединённые составы из учеников класса другого преподавателя. Большое внимание уделяю выбору репертуара, выискиваю интересные новинки, использую интернет-ресурсы.

Приступая к работе над произведением, рассказываю о характере музыкального содержания, о значении и функции каждой из партий, знакомлю учащихся с автором, эпохой, формой и стилем изучаемого произведения. По возможности слушаем произведение в записи, разные варианты его исполнения (сольное и оркестровое), тем самым пытаюсь увлечь учеников на творческую работу.

Процесс выучивания по партиям стараюсь не затягивать. По опыту знаю,  необходимо скорее начинать играть вместе, чтобы ученики сразу почувствовали, если не доучена партия – игра не получится. Ответственность друг перед другом является мотивацией к работе.

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. Поэтому в своей учебной деятельности я также использую синтезатор, как дополнительное средство обучения детей, для развития их музыкальных способностей, вкуса, логики, мышления. Применение такого ансамбля, как синтезатор + фортепиано, значительно обогащает традиционную исполнительскую деятельность. Оркестровая полнота, насыщенность фактуры разными тембрами, яркая образность материала, всё это активизирует воображение детей, стимулирует музыкально-творческую деятельность, учит художественно мыслить. В таком совместном исполнении синтезатор выступает ещё и в качестве своеобразного дирижёра, чья жёсткая рука не даёт отклоняться от темпа и учит играть ритмично.

Анализ результативности опыта

Итогом работы в классе являются выступления на школьных и городских концертах, фестивалях, родительских собраниях, отчётных концертах школы. Особо способные дети принимают участие в Республиканском конкурсе ансамблей. Замечу, что с каждым годом у учеников растёт интерес к ансамблевым занятиям, детям очень нравится выступать на сцене, а это один из важных стимулов к дальнейшему обучению.

Таким образом, развивающая роль ансамблевой игры очень велика. Она учит всему: музыкальному мышлению, ритмической организации, умению слушать. Она развивает такие качества как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость. Игра в ансамбле незаменима для выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. В занятиях в ансамбле дети получают навыки общения друг с другом, эмоциональный заряд, опыт сценического исполнительства, практику коллективного музицирования.

В дальнейшем я планирую продолжать работать с фортепианными ансамблями, т.к. это очень интересная, эффективная и всегда актуальная форма работы в фортепианном классе.