Обобщение педагогического опыта Приваловой Лидии Алексеевны

О сохранности контингента в ДШИ в современных условиях.

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями детских школ искусств сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения всё шире проникают в занятия и формы обучения в ДШИ – это воспитание грамотных музыкантов-любителей и профессионалов. Дать им навыки творческого подхода к музыке в овладении инструмента, сократить до минимума психологический « барьер» боязни академических концертов, конкурсов, концертных выступлений. Развивать и практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения ученика. Факторы, влияющие на процесс развития музыкального интеллекта, зависят от определённых педагогических путей и условий, которые в свою очередь активизируют процессы формирования эстетической культуры.

Педагогическое мастерство тесно связано с педагогическим творчеством, умением завоевать доверие ученика, пробудить у него интерес к музыке, найти с ним контакт в повседневной работе; растить юного музыканта, ставить перед ним более сложные задачи в овладении инструментом. Постепенно расти вместе с учеником, продумать каждый шаг вперёд, преодолевать вместе сложности в овладении инструментом. Помочь ученику, независимо от природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, будить в нём фантазию, интерес к изучаемым произведениям путём трудолюбия, усидчивости, анализа исполняемых произведений. Понимание преподавателем художественной и исполнительской специфики произведений, помогает найти целесообразные формы их проработки.

Поступающих в музыкальную школу детей принято условно делить на тех, кто хочет получить образование «для себя» и тех, кто одарён и готов серьёзно приступить к занятиям. С одарёнными детьми подбирается программа, отвечающая их способностям, направляющая их на профессиональный рост, развивающая их пианистические возможности, исполнительские навыки. Для детей, которые обучаются «для себя», тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный подход. Нужно создавать адаптированные варианты учебных программ, выявлять проблемы, чаще контактировать с родителями. Ведь самые близкие люди для ребёнка – это, безусловно, его родители. Никто не знает лучше них характер и темперамент своего ребёнка, а значит, никто, кроме них не может так помочь ребёнку в укреплении связей с новым занятием, которое может перейти в серьёзное увлечение. Очень хорошо, когда близкие люди сопровождают своих детей на первых порах обучения, помогают выполнять небольшие задания.

Способы организации работы с родителями.

Работа с родителями должна вестись на уровне класса педагога и на уровне школы. Педагог по специальности помимо учебного процесса отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация школы знакомит родителей с уставом школы, с внутренним распорядком, перспективами развития школы, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов конкурсов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, устраивать концерты с участием детей, принимающих участие в конкурсах и фестивалях. Если все сотрудники школы, грамотно объединенные одной целью, прилагают совместные усилия, можно говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне.

Концертная деятельность в школах искусств.

В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. Концерт посвященный Дню знаний (1 сентября), Дню учителя, Дню матери, Новогодний традиционный концерт – это ничем незаменимый опыт публичных выступлений, это пусть к повышению самооценки у детей. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном выступлении, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика. Задача школы – воспитывать счастливых детей и творческих личностей.

Получение максимального удовольствия от жизни напрямую связано с удовольствием от оценки своих действий, от самооценки, признания, в конечном итоге, себя как личности.

Участие в конкурсах, олимпиадах, концертах – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития юного музыканта, требующая не только настоящего самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

ДШИ должна быть одним из центров музыкально-эстетического воспитания, поскольку является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа.