Обобщение педагогического опыта зав. отделением Земсковой Натальи Евгеньевны

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №3» г.Рузаевка

 Обобщение педагогического опыта работы преподавателя детской школы искусств

Составитель: Земскова Наталья Евгеньевна, преподаватель ДШИ №3 по классу фортепиано

Цель данного обобщения - подвести итог своей многолетней работы в качестве преподавателя детской школы искусств №3 по классу фортепиано и поделиться размышлениями о педагогическом мастерстве.

Земскова Наталья Евгеньевна, закончила Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова по специальности преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева по специальности учитель музыки. С 1981 года работала концертмейстером в Государственном театре драмы и музыкальной комедии. С 1985 года- преподаватель по классу фортепиано детской музыкальной школы №4 г. Саранска. С 1987 года и по настоящее время работаю преподавателем и концертмейстером в ДШИ №3 г. Рузаевки. Общий педагогический стаж работы 33 года, стаж работы в данном учреждении 30 лет. С 2003 года имею высшую квалификационную категорию.

В своей работе я ищу наиболее результативные пути обучения, воспитания и развития каждого отдельного ученика, как личности. Для этого мало быть хорошим пианистом, так как педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Очень непросто педагогу найти свой профессиональный путь. Постепенно накапливается личный педагогический опыт. С годами оттачивается педагогическое мастерство. Я всегда использую опыт лучших педагогов, который помогает выявить наиболее результативные способы контакта педагога и ученика, в равной степени влияющего на творческое развитие учащегося и профессиональный уровень преподавания.

Музыкальная педагогика рассматривает воспитание личности и развитие специальных навыков и умений, как единый нераздельнный процесс, сложный и многогранный. Можно различить в нем две стороны, на практике тесно связанные:

  1. передача педагогом ученику своих знаний, умений и приемов исполнительской работы.
  2. раскрытие, выявление способностей, заложенных в ученике.

Педагогическое мастерство проявляется в органическом сочетании этих двух сторон воспитания.

Большое значение в решении проблем музыкально-исполнительской педагогики имеет взаимоотношения учителя и ученика, который может приобретать самые различные оттенки.

Главная задача- это целенаправленное индивидуальное воспитание ученика. Путь юного музыканта гибок, извилист и сложен. Педагог проходит его вместе с учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда и энергично вмешиваясь; увлекает ученика изученным произведением, вдохновляет его, предлагает ученику знания, развивает его исполнительские навыки, расширяет его музыкальный кругозор; поощряет его лучшие задатки и наряду с этим преодолевает и выправляет недостатки.

 Педагог детской школы должен обладать самым и разнообразными способностями: быть психологом, любить детей, уметь на них воздействовать заинтересовать их, привить любовь к музыке, научить работать. Главное среди педагогических способностей - наблюдательность, тактичность, внимательность и вместе с тем требовательность к ученику. Основной трудностью педагогической работы является то, что объект ее - живое существо - ребенок, часто обнаруживающий стремление к самостоятельности и независимости.

Вместе с тем, ребенок ищет опоры в личности самого педагога, и поэтому педагогу чрезвычайно важно стать этой опорой, завоевать доверие ученика. Педагогические способности, как и всякие другие не прирождённые качества, развиваются в процессе практической работы. Они включают: умение ясно, кратко, интересно и увлекательно передавать детям свои знания, понимание психологии ученика, творческий склад мышления позволяющий избегать штампов, умение анализировать работу, организовать коллектив класса, наладить индивидуальную работу ученика, в классе, и дома.

Любовь к педагогической деятельности состоит в том, что человек рассматривает ее как смысл жизни, знает и любит свой предмет, остро переживает успех и неуспех в работе, постоянно стремится совершенствовать ее (следит, за специальной литературой, изучает и использует опыт товарищей - педагогов), обобщает собственный опыт. Педагогическое мастерство связано в первую очередь со знанием своего предмета. Нельзя научить тому, чего не знаешь сам.

Педагогическое мастерство также тесным образом связано с педагогическим творчеством, умением подобрать репертуар сообразно склонностям ученика, продумать упражнения, будить творческое воображение ученика, интерес к работе. Собственная увлеченность, заинтересованность музыкой возникает тогда, когда в классе царит подлинно художественная атмосфера, когда сам педагог - музыкант умеет раскрыть красоту и смысл произведения.

Также важнейшим требованием к преподавателю ДШИ является его подготовленность к уроку. Определенное место в такой подготовке занимает систематическая работа над пополнением учебного репертуара. Текущая подготовка к очередным занятиям заключается в исполнительском овладении произведениями репертуарного плана и тщательном методическом анализе способов их изучения. Учебно-педагогический репертуар юного пианиста постоянно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и факторном отношениях произведений. Соответственно обогащаются и совершенствуются методы работы педагога. Понимание им художественной и исполнительской специфики произведений педагогического репертуара (полифонии, крупной формы, кантиленных и подвижных пьес и этюдов) помогает педагогу найти целесообразные формы их проработки с учеником.

    Из личного опыта педагогической деятельности

На уроках я стараюсь осуществлять максимально возможное развитие пианистических способностей и технических навыков исполнительства учащихся.

Самые талантливые мои ученики представляли школу на городских, республиканских, региональных конкурсах, становясь призерами и лауреатами: Карпунина Людмила, Семина Ирина,Удалкина Оля, Редина Таня,  Немудрякина Настя, Астахова Таня, Боярченков Рамиль, Ферафонтова Маша, Байбекова Алина, Падерова Лиза, Кошелева Юля.

Многие из них выбрали музыку своей профессией: Карпунина Л-окончила фортепианное отделение Саранского музыкального училища им.Л.П.Кирюкова и ФНК МГУ им. Н.П.Огарева.

  • Семина И.- окончила фортепианное отделение Саранского музыкального училища им.Л.П.Кирюкова и Московский Государственный педагогический институт(муз. факультет)
  • Удалкина О. - окончила фортепианное отделение Саранского музыкального училища им.Л.П.Кирюкова и Самарскую Государственную академию культуры и искусств.
  • Клец А- окончила фортепианное отделение Саранского музыкального училища им.Л.П.Кирюкова.
  • Редина Т- окончила Мордовский Государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева.
  • Ферафонтова М- окончила Мордовский Государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева.

Но совсем не важно, где учатся и работают мои выпускники, главное, из них выросли хорошие люди, понимающие и любящие музыку. В этом я вижу свою главную цель.

     О методической работе

Успех нашего труда зависит в первую очередь от правильного понимания педагогами задач музыкального образования детей, от их преданности делу музыкального воспитания подрастающего поколения и наконец, от их музыкальной и педагогической квалификации. Каждый преподаватель должен постоянно учиться, восполнять пробелы своей педагогической подготовки. Но при всем, при этом нужно всегда помнить слова Г.Г. Нейгауза:

«Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, обдумывании, уточнении, оживлении - одним словом, в диалектическом преобразовании».

Каждому педагогу должно быть ясно, что любой конкретный совет, будь то приём звукоизвлечения, трактовка того или иного произведения, требует продумывания, критической проверки, индивидуального применения в работе с каждым учеником.

Поток педагогических трудов за последние годы сильно возрос: все чаще авторами становятся сами творческие работники - выдающиеся исполнители, педагоги. Делясь размышлениями по проблемам эстетики, интерпретации исполнительских стилей, они не чуждаются и конкретных советов по частным вопросам обучения. Эти методические соображения представляют для педагогов - практиков исключительную ценность.

В течение всей своей педагогической деятельности я так же старалась, заниматься методической работой, участвуя в мероприятиях секции школы, курсов повышения квалификации педагогов. В своей работе опиралась на методические принципы замечательных педагогов-музыкантов Г.Г.Нейгауза, М.Э. Фейгина, А.Швейцера, А.Б.Гондельвейзера, А.Николаева, Л.А. Баренбойма, Н.Ветлугиной, Б.Е.Милича, Г.М.Цыпина и др.

Постепенно набиралась педагогического опыта, посещая уроки ведущих преподавателей города. Обязательно посещала все методические конференции, семинары, мастер классы, обучалась на курсах повышения квалификации педагогов - пианистов. Готовясь к проведению открытых уроков, изучала методическую литературу по данной теме, обязательно консультировала учащихся у преподавателей музыкального училища им. Л.П.Кирюкова. Мною были проведены открытые уроки на разные темы.

Вот основные из них:

  • Работа над имитационной полифонией в старших классах
  • Работа над пьесами разных жанров в выпускном классе ДШИ
  • Некоторые формы работы над ансамблевым исполнительством в средних классах ДШИ
  • Преодоление технических трудностей при работе над музыкальным произведением
  • Работа над произведениями крупной формы в младших классах
  • Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений
  • Работа над художественным образом в программных произведениях В.Ходоша.

 

Для педагогов школы были разработаны и прочитаны методические сообщения:

  • «Значение первоначальных навыков в процессе пианистического развития»
  • «Принципы работы над сонатной формой»
  • «Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений»
  • «Выработка навыков разбора произведений»
  • «Деятельность концертмейстера в детской школе искусств»
  • «Пути и цели активации слуха»
  • «Боязнь эстрады и способы её преодоления»

 

Также мною была подготовлена методическая разработка «Использование системы символов эпохи XVII-XVIII веков при изучении инвенций И.С.Баха» и учебная программа по специальному фортепиано. Эти работы стали итогом моего педагогического опыта.

Учитывая, что педагогическая деятельность - это живое, художественное дело, которое может быть плодотворным и приносить хорошие результаты, когда педагог сам в той или иной степени является исполнителем, я старалась поддерживать свое исполнительское мастерство, работая в качестве концертмейстера. Участвовала в концертах как концертмейстер  педагогического вокального ансамбля, младшего хора, ансамбля скрипачей. Работала концертмейстером в классе скрипки и балалайки.

    О внеклассной работе

Наряду с учебной я также занимаюсь и внеклассной работой, направленной на развитие общей эстетической культуры учащихся. Это и проведение классных музыкальных часов, на которых всегда старалась научить не просто слушать музыку, но и размышлять, переживать (тогда через музыку дети как бы входят в жизнь, укрепляются в нравственных, человеческих идеалах). Это и посещение филармонических концертов, на которых дети знакомятся с творчеством профессиональных музыкантов. Учащиеся фортепианного отделения – постоянные участники культурных мероприятий школьного, городского и республиканского уровней.

Тематические концерты («Ах, этот добрый старый вальс», «Новогоднее чудо», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Звучит нестареющий Моцарт» и др.), циклы познавательных мероприятий, совместные формы сотрудничества с общеобразовательными школами, библиотеками – всё это даёт возможность максимально реализовать творческий потенциал учащихся.

Дети любили устраивать праздники сами, с чаепитием и концертами.

С родителями детей необходимо поддерживать тесную связь, потому что без их помощи процесс обучения ребенка музыке становится очень сложным. Вспоминая слова Г.Г. Нейгауза о том, насколько важнее для пианиста иметь хороших родителей, чем хороших учителей, понимаешь, что микроклимат в семье, взаимоотношение педагога, родителей и ученика - это залог успешного воспитания и обучения. Поэтому два раза в год я проводила родительские собрания с концертами учащихся класса. На собраниях затрагивались как вопросы успеваемости, так и общие воспитательные вопросы. Я старалась и родителей приобщить к миру музыки.

Наряду с работой в классе специального фортепиано я вела курс общего фортепиано для учащихся других специальностей. Считаю эти занятия также важными для детей, так как предмет этот интересный, многогранный и является неотъемлемой частью комплексной системы формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.

Не ограничиваясь узкопрофильными задачами, я активно участвовала в общественной жизни школы. С 1992 года и по настоящее время  работаю заведующей отделения фортепиано.

За время работы в школе я награждена:

  • Почетной грамотой Государственного собрания Республики Мордовия 2011 г
  • Почетной грамотой Министерства культуры Республики Мордовия 2005 г.
  • Благодарностью Министра культуры и туризма Республики Мордовия 2014 г
  • Благодарность областного управления культуры 2010 г, 2017 г.

 

Из всего сказанного видно, как сложна и трудна деятельность педагога музыканта. Педагогическое мастерство включает в себя личные человеческие качества, эмоциональную отзывчивость, культуру, широту кругозора, подлинную любовь к делу, к детям, профессиональные знания и умения и, наконец, владение методическими приемами и навыками. Подлинный педагог делает все возможные для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень способностей, каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества. Он стремится научить каждого любить и понимать музыку каждому помогать найти свой путь: одному стать хорошим музыкантом-профессионалом, другому деятельным любителем музыки. Отсюда основные этические требования к педагогу: заботиться о своих учениках больше чем о собственной репутации и славе.

Методическая литература

  1. Бареннбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогики: /Книга/ //Л.А Баренбойм.: Л.: Советский композитор, 1969
  2. Милич Б. Е. Воспитание ученика пианиста: Методическое пособие//Б.Е. Милич.: Киев: Музыкальная Украина,1979
  3. Милич Б. Е. Учитель и ученик: Методическое пособие//Б.Е.Милич. - М.: Кефара,2002
  4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога ред. Д.В.Житомирский. - М.: Музыка,1988